В послевоенный период острые проблемы в национальной политике были связаны прежде всего с ситуацией в западных регионах СССР — Западной Украине, Прибалтике, отчасти в Молдавии и Западной Белоруссии. Здесь после победы над Германией разгорелась своя война, по существу, гражданская, между местными националистами, буржуазией и коммунистами. Эти события хорошо отражены, например, в литовском художественном фильме «Никто не хотел умирать».
На западе Украины еще в годы войны происходили столкновения между советскими партизанами и националистами из Украинской повстанческой армии (УПА). Немалое число украинских националистов во время вой- ны прямо служило немцам, в том числе в войсках СС. Разгром немецких войск объединил фракции бандеровцев и мельниковцев (названные так по фамилиям лидеров украинских националистов), до того расколотые разным отношением к оккупантам. Уже в 1944 г. УПА развернула боевые действия в тылу Красной Армии по обе стороны новой польско-советской границы. После 1945 г. УПА поддерживалась с Запада, где нашли убежище ее вожаки. В республиках Прибалтики — Латвии, Литве и Эстонии — основу отрядов «лесных братьев», продолжавших оказывать сопротивление, составили созданные нацистами полицейские и эсесовские формирования. Их также поддерживали западные державы, отказавшиеся признавать Прибалтику частью СССР. Помимо «лесных братьев» и независимо от них, в Литве и Западной Белоруссии действовали боевики польской Армии крайовой (АК), подчинявшиеся польскому правительству, находившемуся в эмиграции в Лондоне.
В 1945—1948 гг. сопротивление скрывавшихся в лесах антисоветских отрядов и широкого подполья в населенных пунктах наносило советским властям и их сторонникам тяжелый урон. Тем не менее в 1946 г. власти добились некоторых успехов в разгроме «лесных братьев» в Литве. В 1947—1948 гг. удалось почти справиться с противниками Советов в Латвии и Эстонии. Наиболее ожесточенная борьба шла на Украине, но и 47 здесь, сочетая репрессии с амнистиями, удавалось достичь некоторых результатов. Ситуация вновь обострилась после того, как в 1949—1950 гг. в новых республиках и областях началась сплошная коллективизация. Сопротивление принудительному колхозному строительству толкало к националистам многих крестьян. Власть отвечала суровыми репрессиями и депортациями «враждебных элементов». Коллективизация, последовавшая за страшным голодом, вызвала в 1949 г. вспышку возмущения даже в сравнительно лояльной Молдавии. Вновь, как и в начале 1930-х гг. при сопротивлении крестьян на остальной территории СССР, из Москвы поступило указание «признать ошибки» и «исправить перегибы».
Тем не менее генеральная линия осталась прежней. К 1951 г. коллективизация в основном завершилась, а зажиточное крестьянство («кулачество»), главная опора сопротивления, подверглось раскулачиванию или поголовной высылке. Это ослабило массовую базу националистов.
Следует иметь в виду, что параллельно с коллективизацией, также по образцу времен «великого перелома», на западе СССР проводилась ускоренными темпами и индустриализация. Восстанавливались разрушенные войной и одновременно возводились новые предприятия, быстро шел процесс урбанизации. Промышленное производство в Латвии и Эстонии уже в 1950 г. превышало довоенный уровень примерно в 3 раза, в Литве, в западных областях Украины и Белоруссии — примерно в 2 раза. Значительных (хотя более скромных) успехов достигла и Молдавия. Развитие и благоустройство городов, превращение прежде захолустных сельскохозяйственных регионов в промышленные зоны укрепляли позиции новой власти. Городские рабочие и инженеры, а особенно растущий слой служащих, становились ее надежной опорой.
Националистическое подполье в новых условиях теряло опору. Уже к 1948 г. была полностью разгромлена польская Армия крайова. К 1950 г. было покончено с очагами сопротивления в Латвии, Эстонии, Молдавии.
В Литве и на западе Украины разгром боевиков У ПА и «лесных братьев» завершился только в 1953 — 1954 гг. Советская власть действовала против подполья жестоко, но и националисты прибегали к массовому террору, в том числе против собственных народов. Террор становился тем свирепее, чем бессмысленнее была их борьба. Жертвами убийств и терактов являлись рядовые коммунисты, члены семей военнослужащих, учителя, нередко просто «добровольно» вступившие в колхоз крестьяне. Всего от рук националистов в западных регионах СССР погибло в 1944—1954 гг. около 40 тыс. мирных жителей, из них 25 тыс. — в западных областях Украины.
Боевые потери советской армии и внутренних войск СССР за послевоенные годы сопоставимы с потерями в стратегических операциях Великой Отечественной войны. Только на западе Украины потери составили около 30 тыс. военнослужащих за 10 лет. УПА на этой территории потеряла более 55 тыс. человек убитыми, более 100 тыс. было осуждено. Факторами победы над националистами являлись и мощь советской государственной машины, и эффективность произведенных после войны преобразований.
Спасибо
Популярные вопросы