В классе и самостоятельно были прочитаны рассказы И.А. Бунина «Цифры», «Косцы», «Лапти», «В деревне».
«Косцы»— это не рассказ, а очерк— ностальгические воспоминания человека, покинувшего родину. Он вспоминает о косцах, берёзах, о русской природе. Описания очень красивые, но сложные, потому что там' очень длинные предложения— часто слов по сорок-шестьдесят, многоступенчатый ассоциативный ряд, нет сюжета.
Рассказ «Цифры»— про отношения взрослых и детей в семье; проблема рассказа— взаимопонимание. Идея, выраженная в позиции автора, такова: взрослые должны считаться с миром ребёнка; выбирая линию поведения, должны руководствоваться не правилами игры в справедливых взрослых, а голосом своего сердца. Автор в этом рассказе показал внутренний мир дяди и мальчика, необходимость для взрослого человека всматриваться во внутренний мир ребёнка и анализировать мотивы своих поступков. Рассказ заставляет задуматься над сложностью отношений взрослых и детей, над необходимостью осознавать истинные причины своих поступков, признавать свои ошибки и учиться исправлять их.
Повествование в рассказе «Цифры» ведётся от имени дяди в форме воображаемого диалога с племянником. Содержание рассказа — анализ ссоры дяди и племянника, желание дяди разобраться в мотивах своих поступков и поступков ребёнка.
Дядя уже давно играет роль «очень, очень умного дяди». Он начинает общаться с ребёнком снисходительно, ему льстит восторженный интерес мальчика, но потом он устаёт выдерживать эту роль и пытается ускользнуть от общения. Жажда знаний у ребёнка— не каприз, не баловство, но дядя начинает свой диалог с ребёнком со лжи («сегодня царский день», то есть именины одного из членов царской семьи: такие дни были праздничными), и ложь одного взрослого тянет за собой ложь другого взрослого (бабушки: «Придёт полицейский и арестует»). В душе рассказчика конфликт: «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех— лишаю тебя счастья, радости... Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей». Налицо глубокое противоречие позиции взрослого: нежелание признаться во лжи, душевная лень заставляет дядю решить для себя, что стремление ребёнка к знанию— это блажь, которой нельзя потакать. Он говорит мальчику не то, что велит ему сердце, а то, «что говорят в таких случаях все дяди».
Постепенно развивается конфликт в душе рассказчика. Он смутно осознаёт свою ложь перед ребёнком, он чувствует свою вину в том, что ребёнок громкими криками и шумным поведением проявляет своё нетерпение. Именно ощущение своей вины, противоречащее внешней позиции справедливого дяди, заставляет человека испытывать недовольство собой в сложившейся ситуации, даже ненависть к себе. Психика любого человека защищается от подобной стрессовой ситуации,
стремясь перенаправить чувство ненависти на того, кто не может оказать сопротивления. Нормальным выходом из конфликта было бы решение выйти из роли «умного дяди» и обратиться к ребёнку не как к племяннику, который обязан слушаться дядю, а как к человеку. Но рассказчик теряет способность анализировать свои поступки, подчиняется порыву: «Кой чёрт окатил меня в эту минуту целым ушатом злобы?»
Ребёнок плачет сначала искренне, а затем слезами пытается заставить взрослых признать их вину. Взрослые продолжают играть роль: бабушка в угоду дяде и маме, дядя — продолжая выдерживать роль: «Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди». Но. конфликтная ситуация в душе дяди не снята: «Мне было уже стыдно, и я зайсигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку».
Что пытаются делать взрослые? По сути, они хотят убедить мальчика в том, что именно он виноват в произошедшем, пытаются переломить его гордость. Взрослые и прежде всего дядя пытаются манипулировать ребёнком, ребёнок сопротивляется навязываемому чувству вины.
Рассказчик говорит, что он тоже знает подобные ситуации, но научился защищаться от боли притворством: «Я лукавлю: делаю вид, что равнодушен» к своей мечте.
Трое взрослых заставили одного ребёнка смириться перед несправедливостью обстоятельств. Дядя говорит: «Цифры! Я понимаю, что это счастье... Но ты не любишь дядю, огорчаешь его...»
Именно этому образцу далее в столкновениях с жизнью будет следовать взрослеющий мальчик. Дядя понимает, что гордость и самолюбие ребёнка сломлены, сформирован стереотип поведения в конфликтных ситуациях. Но в его душе конфликт не исчерпан, и именно это осознание чувства вины заставляет его вновь и вновь вести вообразкаемый диалог со своим племянником.
Спасибо
Популярные вопросы