Представители российской интеллигенции пытались осознать, почему идеалы революции оказались так далеки от действительности. Об этом размышлял в цикле газетных заметок «Несвоевременные мысли» М. Горький. Он разделял идеи социализма, но резко критиковал ленинцев за их призывы к насилию: «В "Правде" (главной газете большевиков) сумасшедшие люди науськивают: бей буржуев! Но дерутся не паны, а холопы... И не возрадуешься, видя, как здоровые силы страны погибают, взаимно истребляя друг друга». Горький считал, что волну насилия породило отсутствие духовной культуры. «В стране, щедро одарённой естественными богатствами и дарованиями, обнаружилась, как следствие её духовной нищеты, полная анархия во всех областях культуры. Всюду, внутри и вне человека, опустошение, расшатанность, хаос и следы какого-то длительного Мамаева побоища».
Новая смута поставила многих людей перед выбором: остаться в России или уехать? Ясно, что в новой жизни не было места тем, кто выступал против большевиков. В эмиграции оказались политические противники советской власти (П. Н. Милюков, В. М. Чернов, А. Ф. Керенский, Ю. О. Мартов и др.), руководители белых армий (П. Н. Врангель, А. И. Деникин, П. Н. Краснов и др.), их солдаты и офицеры.
Тяжёлый выбор предстояло сделать интеллигенции. Многие видные её представители не видели для себя места в большевистской России. Среди тех, кто выехал за границу, оказались писатели И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, В. В. Набоков, композитор С. В. Рахманинов, певец Ф. И. Шаляпин, художники B. В. Кандинский, К. А. Коровин и ещё многие другие
Спасибо
Популярные вопросы